Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
16:23 

Тема дневника - классическая опера и классическая музыка. Буду стремиться не подстраивать свои мысли под мнения других людей. Хочется где-то высказываться свободно, на абсолютно личном уровне "нравится-не нравится", не опасаясь задеть чужие симпатии.

17:19 

Не понимаю, что произошло с настройками оформления дневника. Раньше можно было вручную выбрать цвет, шрифт, вообще все. Теперь я не вижу эту опцию, предлагаются лишь какие-то стандартные оформления. Честно говоря, мне это очень не нравится. Или я совсем не въезжаю, но в старых дневниках сразу все было понятно.

-----------------------------------
Понемногу разбираюсь, но стало сложнее и менее удобно, чем раньше.

16:03 

"Симон Бокканегра" Верди

Conductor Fernando Previtali - XII.1964(LI)
Teatro Massimo di Palermo

Simon Boccanegra - Giuseppe Taddei
Jacopo Fiesco - Raffaele Ariè
Amelia Grimaldi - Claudia Parada
Gabriele Adorno - Robleto Merolla
Paolo Albiani - Walter Monachesi
Pietro - Enrico Campi

Скажу так - я уважаю Джузеппе Таддеи, он прекрасный и уникальный баритон. Но в роли Симона он мне отчетливо не нравится. Он "борется" с ролью, и особенно с пением. Объема голоса ему хватает с лихвой, и он знает, как справиться с трудностями. Но выглядит все это в целом как рассыпающаяся Вавилонская башня. "Симон" - это певучесть, ширь морская, легато, легато и легато. А у Таддеи - короткое дыхание и массивный, "толстый" голос, кажущийся неповоротливым. Он рвет фразы пополам и завершает их резко, обрубленно, краткими звуками. Такая манера мне сильно режет уши. Это не тот Симон, которого хочется слушать. Звучит как-то грубо и очень "плебейски". Таддеи может наполнить слово яркой эмоцией, но эта эмоция бьет по ушам внезапно, без настоящего обоснования, часто это похоже на выкрик, рявканье (иногда и львиный рык:)). И в целом впечатление, что он не столько поет, сколько декламирует на полной громкости, играет в драме. ИМХО - немузыкально. Изысканность вердиевской музыки, ее гибкость и многослойность Таддеи (для меня) не передает. Особенно трудно слушать "Plebe, patrizi", где фразы сами по себе очень длинные, а Таддей их делит совсем некрасиво - "E vo... gridando... pace!", и даже эти короткие куски не может протянуть, чтобы было певуче. Что касается характера таддейского Симона, то он очень прост, открыт и прямолинеен, - вряд ли такой долго бы удержался на посту дожа, при всей его масштабности и силе. Все эмоции наружу и оттого кажутся поверхностными. Но это лишь мое субъективное ощущение, причем в сравнении с другим Симоном. Не хватает ему и лирических оттенков чувств в отношениях с дочерью, деликатности и глубины... Нет ощущения, что он тосковал по Амелии, что встреча с ней - его сбывшийся сон, это для него полный сюрприз, будто он об этой дочери уже успел забыть.

Отчасти такая прямолинейность трактовки зависит и от дирижера. Превитали тоже не вдается в лирические детали и дирижирует слишком драматически-размашисто, широкими театральными жестами. Остальные певцы следуют за ним и не стесняются выкрикивать слова, даже выплевывать их "в лицо врагу", где можно и нельзя. То и дело кто-нибудь как рявкнет или возопит! И Адорно, и Фиеско, и Паоло, и Симон время от времени орут друг на друга. На мой слух, это совсем разрушает музыку (вернее, то, что от нее осталось в этом спектакле).

Адорно, Фиеско и Паоло не впечатлили ничем особенным (даже Монакези, который мне когда-то понравился). Красивый и приятный голос оказался у Пьетро. Амелия - Клаудия Парада - певица с интересным "старинным" тембром темноватой окраски, но немного девчачьим в то же время. Своеобразное сочетание. Не такая Амелия, какие мне нравятся, но интересная.

В целом - спектакль не относится к лучшим из слышанных "Симонов".

Upd. Добавлю, что в последней части спектакля Таддеи практически против моего желания заставил меня сопереживать. Он действительно умеет раскрываться, остро - и изредка даже тонко - выражать эмоции. Особенно это впечатляет после всех его азартных "маханий кулаками". И еще - финал "Симона" достаточно трудно спеть нетрогательно, особенно такому мастеру. Музыка такая.


@темы: Верди, Бокканегра

17:24 

Теперь меня все время тянет оправдываться за то, что навожу критику :alles:. Но я не буду оправдываться. Описываю то, что слышу и как слышу своими ушами, без оглядки на кого-либо. Поэтому критики будет много. А потом будут и восторги, если удастся их выразить удовлетворительно для себя. :)

11:02 

"Фальстаф"

Conductor Herbert von Karajan - 1982
Orchestra - Wiener Philharmoniker
Chorus - Wiener Staatsoper

Falstaff - Giuseppe Taddei
Fenton - Francisco Araiza
Ford - Rolando Panerai
Dr. Cajus - Piero De Palma
Bardolfo - Heinz Zednik
Pistola - Federico Davià
Alice Ford - Raina Kabaivanska
Nannetta - Janet Perry
Meg Page - Trudeliese Schmidt
Mistress Quickly - Christa Ludwig

Видео (кассета)

Верди - мой любимый композитор, абсолютно. Естественно, некоторые его оперы люблю больше, другие меньше. Но ни одна не воспринимается с таким трудом, как "Фальстаф". Отчасти, быть может, из-за комедийности (чувство юмора у меня довольно слабое), отчасти из-за малой привлекательности главного героя :alles:, но основная неувязка - музыка. В музыке я просто не могу без особенных, сильных мелодий и ритмомелодий, которые сразу или не с первого раза, но быстро "прорезают душу". Если в опере есть все, но нет таких мелодий, я ее не могу полюбить. И наоборот, бредовый сюжет и прочие несуразности отступают на второй план, если мелодии по-настоящему цепляют. В этом плане Верди - настоящий бог. Совершенно невозможно понять, откуда, из каких нереальных сфер он брал свои мелодии... они вызывают трепет. Не все, конечно, но огромное множество. Практически в каждой его опере есть несколько таких мотивов, от которых при первой же ноте меня начинает плющить и колбасить :plush:.

В "Фальстафе" - да, тоже есть такая мелодия. Но ровно одна. Одна-единственная короткая фраза тенора, второстепенного персонажа, лирического влюбленного юнца. Повторяется она по всей опере раза три, плюс в ариозо тенора дается некоторый "приквел" к ней, красивый, но не настолько же действенный. Да, Верди свойствен такой фокус - отчаянная краткость его "главных" мелодий, намеренная скупость их показа и развития. Обычно развитие даже не происходит, а возникает еще новая мелодия, прекраснее прежней. "А вот фиг вам, хотите еще это услышать - придете в другой раз, и в пятый, и в сотый, а сейчас пооблизывайтесь" :tease3: - словно говорит вредный старикан-композитор:). И достигает того эффекта, что такие коротюсенькие мотивы не надоедают, ими не становишься сыт.

Фраза Фентона Bocca baciata non perde ventura, вдруг выплывающая среди непрерывной трескотни кумушек, пьяниц и туповатых буржуа - выкручивает мозг своим совершенно неуместным в таком контексте волшебством. Но одна фраза на целую оперу - это безбожно мало. Остальное, как написал кто-то на Амазоне - сплошной непрерывный речитатив. Мелодии иногда проскакивают молниеносно, но они все не такие, чтобы падать в обморок... Все треск, чириканье, блеянье, рявк, дразнилки и издевательства. Я не получаю удовольствия от музыки, просто терплю ее ради красивой постановки и хорошей игры певцов.
Верди захотел под конец сделать что-то совсем новаторское, и сделал этакий фантастический веризм, но по мне, лучше бы ему оставаться в своем вердизме:).

Что до постановки Венской оперы, то она, думаю, эталонная. Придраться практически не к чему. Таддеи в роли Фальстафа - это сам воплощенный Фальстаф и есть. Это его роль до мозга костей. Причем он не буффонит преувеличенно. Обаятелен до невозможности, хитер и забавен. Все прочие персонажи соответствуют ролям просто отлично. Только Кабайванска - Аличе мне не особо нравится, она довольно стервозна (как и в других операх). Криста Людвиг - Квикли очаровательно-уютна. Панераи - симпатично-глуповатый Форд, трогательный. Арайса и Перри за юных любовников - хороши. И особый бонус - Хайнц Зедник в роли Бардольфа! Этот тенор-компримарий мне очень нравится не только здесь, но и в "Шенье" - он класснейший комический актер и голос у него приятный и узнаваемый. Не знаю, почему Караяна ругают за эту постановку, в дирижировании не разбираюсь - по-моему, он хорош.

Я даже не прочь купить ДВД, а то на кассете линялые цвета.

@темы: Верди, Фальстаф

17:23 

Пересмотрела частично "Шенье" из Вены 81 года с Доминго, Беначковой и Каппуччилли. ДВД у меня лицензионный. От Каппы ощущения противоречивые все-таки. В первом акте он играет с чрезмерным нажимом, "бычок" такой, прет, не разбирая дороги. Парик и костюм ему не идут, страшные. Во втором акте он гораздо лучше, быть революционером у него получается отлично:). Но главное еще впереди.
По-прежнему не могу хорошо воспринимать Доминго, хотя тут он очень строен, красив, приятен. В первом акте играет невнятно, во втором - действительно хорошо. Особенно его ожидание любви и восторг, когда она сбывается. Может быть, немного я и прониклась, но больше умом, чем душой. Напрягает то, что у него глаза маленькие и прячутся под бровями, взгляд видно очень редко, и мимика... напряженная какая-то, не проявляется естественно. Не могу почувствовать настоящую симпатию ни к одному из его героев. Это мне мешает наслаждаться многими записями, ибо в опере куда ни плюнь, везде Доминго :gigi:.
И рядом просто невероятно естественная, "дитя природы" Габриэла Беначкова... от нее я в глубоком восторге. Мало таких очаровательных, душевных и актерски чудесных певиц, и еще у нее прелестный теплый голос. Почему так мало записей с ней?

На этой почве я раскопала у себя бзик - хочу, чтобы певцы в операх были красивы! (когда это видеозапись). Меня колбасит от толстых и с широкими невыразительными лицами... Изредка Паваротти ухитряется заставить меня ему верить. Но очень трудно найти записи, где хотя бы главные герои соответствовали своим персонажам внешне. Таких правда мало, и это меня в операх сильно напрягает. Решила поискать такие "почти-идеальные-для-меня" видеозаписи. Ах да, певцы еще при том должны хорошо петь :tease: и достаточно выразительно играть.

@темы: Джордано, Шенье

11:52 

Взялась искать идеальные видеозаписи:). Конечно, открыла закономерность - многие из них с Хосе Каррерасом за тенора. "Дон Карлос", "Стифелио", "Лючия", очевидно "Ломбардцы", "Кармен" тоже в кандидатах. Даже там, где у Каррераса голос уже "не тот", как в "Стифелио" - он в центре внимания. И не только потому, что красив просто почти неприлично для тенора :tongue:, но гораздо более потому, что он intense (русского слова не подобрала). Каждый жест, взгляд, движение брови несут эмоциональную и смысловую нагрузку. Лицо по большей части "замкнутое", но явственно чувствуешь, что за этим внешним спокойствием - сильные страсти, и когда они прорываются внезапной гримасой или сверкнувшим взглядом - впечатление неслабое. Он "внутри" роли, кажется, что реакции не отрепетированные, в отличие от Доминго (у которого тщательная отработанность и сделанность рисунка роли "забивает" спонтанность). Мне именно нравятся довольно резкие, внезапные движения и жесты, когда они уместны в ситуации, а у Доминго таких практически не бывает. У Каррераса есть такой мелкий недостаток, который я ему прощаю с легкостью:) - скованность позы и движений рук во время интенсивного пения. Это в самом деле мелочь и практически не раздражает. И еще он довольно загадочный, трудно предсказать его реакции на происходящее, их тонкость и особенности. Этим привлекает еще больше. Да, Каррерас для меня практически идеальный тенор... уж не говоря о голосе.

"Стифелио" очень насыщен страстями и внутренним напряжением, эмоционально затягивает. Сильный спектакль из КГ. Идейное содержание мне не нравится (что делать с изменившей и раскаявшейся женой), но очень люблю музыку, она набита мелодиями под завязку. Постановка красивая и певцы все соответствуют персонажам. Кэтрин Мальфитано умеет играть переживания и страдания, интересна, стройна и характерна внешне (хоть для меня не очень приятна). В "Тоске" мне тяжело на нее смотреть, а здесь вполне хороша. Баритон Юрисич - отличный Станкар. Представительный и довольно темпераментный, да и поет неплохо. Граф Рафаэль (соблазнитель Лины) - подходящий смазливый блондин. А Каррерас - не "добрый проповедник", раненый в сердце изменой жены, он не так-то прост. Вполне себе фанатичный "миссионер" и непреклонный обличитель грехов, думается, что склонен к гордыне - и сам это замечает, пытается бороться с собой и быть милосердным. Остается открытым вопрос, искренне он простил Лину или заставил себя во имя высших идеалов. В конце не происходит трогательное соединение, которого невольно ждешь, финальная сцена жесткая и сильная. Я бы посмотрела для сравнения спектакль с Доминго, но диск дорогой, а из сети тащить очень муторно.

@темы: Верди, Каррерас, Стифелио

12:15 

Пыталась также немного посмотреть знаменитую римскую "Тоску", но не могу совсем. Все три героя неприятны - бородатый Дом-Каварадосси (не верю, не верю!), страшная, на грани психического расстройства Тоска-Мальфитано (натурально до дрожи), и также несколько безумный Скарпья-Раймонди. Их изощренные психологические манипуляции и пытки просто тошно наблюдать... Не могу я с интересом следить за таким насилием во всех сферах.

@темы: Пуччини, Тоска

12:38 

В какой-то момент меня снова потянуло прочь от оперы, наверно, случился передоз. Тут наткнулась на видео - 3-й концерт Рахманинова, солистка Ольга Керн - и "провалилась" туда с головой. Эмоциями накрыло. Эта Керн просто прекрасна, как Фрейя. И в такой музыке эмоции совсем иные, нежели в опере, как бы из иной сферы, не бытовой, но высшей.
Еще таким образом слушала 4-ю Чайковского, которую знаю с юности. Но тогда только слушала. А сейчас это был Гергиев на видео, и он мне внешне неприятен. Бомжеватый какой-то. Но тем не менее эмоций у него - воз и маленькая тележка. Это интересно и временами захватывает не на шутку. Сама симфония - тяжелая, хоть и прекрасная.
Глянула также немного на знаменитую Марту Аргерич(х?). А вот тут виртуозности сколько угодно, но с чувствами что-то напряг. Но надо посмотреть побольше.

И все же чувствую, что полностью в симфо-музыку погрузиться не смогу. Опять уже тянет на оперу. Пока, правда, решила кое-какие записи выбросить, а то эти залежи действуют на нервы. Выкинула "Симона" 92 г. Брузон, Миричою, Омбуэна, Рони. Певцы тонут в оркестре, и поют все очень скучно и вяло. Ровно ничего интересного. Брузон уже сильно напрягается, силы голоса не хватает, и скучен как обычно. Тенору партия не по голосу, лиричненький. Сопрано - просто нолик какой-то.
Хотела так же расправиться с Метовским 95 г., но пожалела - Милло все-таки очень приятно поет. Но возможно, что выброшу все равно.
Ничтоже сумняшеся вышвырнула половину "Корсара" с Курой - это был пандец, а не пение.
Взялась за "Травиат", в очереди на выброс - Нетребко, Кауфманн, Хворостовский 2008 г.

10:42 

Выкинула обе Травиаты с Нетребко. Она сама поет даже хорошо, но чего-то особенного, ради чего хранить эти записи - ни фига нет. На Хвороста у меня идиосинкразия, не могу его выдержать. Расчетливый, холодный Жермон, еще и издевается над Виолеттой. Противно. Индюк он надутый, да и только. Гаванелли - вообще не понимаю, что он делает в Верди. Безголосый же совершенно, не поет, а шепчет. Где звук, блин? Теноры - Кауфманн раздражает. Пафосный какой-то, пыжится. Голос есть, но нет вкуса. Вильясон лучше, поет искренне и симпатично, но голос слабый, слышно плохо. И запись не настолько хороша, чтобы ее держать. Просто можно найти что-то другое с Вилей.

А вообще я вправду от оперы устала. Все эти банальные страсти-ревности ужас как надоели. Докопалась до дна, что ли, дальше не вижу куда. Не в Вагнера же или модерн всякий.
Нафиг амор, джелозию и вендетту :tease2:.

Новый этап, тра-ля-ля! :dance:
О, дайте мне гармоничного и возвышенного, не искаженного пустыми страстями, интригами и суетой. Даже не хочу ничего знать о музыкантах как о людях в быту, на сцене они настоящие, и только. Вот Риккардо Мути и Соль-минорная Моцарта (первая мной узнанная симфония... в 19 лет, давным-давно). Какое мне нафиг дело, "террон" он или еще кто-то там? Такой весь прекрасный и в музыке. Творит, выплавляет музыку. Сколько утонченных чувств и ощущений можно словить, а сколько еще неуловимы? И не изобретены слова для их обозначения. Только звуки, движения и лицо. Не надо слов, не надо приземлять это все! Хочу только чувствовать. Хочу еще музыки и дирижеров - Аббадо, Клейбера, других...
Музыка!

Я не удержалась - ДВД купила этот с Мути. Тратиться страшно, но жутко хочется. Я ДВД-маньяк, хочу, чтобы красиво в коробочке. И как здорово смотреть на телевизоре, не на компе, хотя звук у телека похуже. И с мамой, она очень любит симф.музыку, можно делиться чувствами. Ей вроде даже помогло от обострения болезни...

11:48 

Awesome

Ибо русского слова я подобрать не могу.
Клаудио Аббадо в 1985 году репетирует Реквием Верди в церкви Сан Марко.
Интуитивно схватила ДВД, благо он был намного дешевле прочих. Старый фильм, зернистое изображение.
Но боже, как это неописуемо. Какие потоки электричества, громов и молний и всякой иной небесной энергии идут через дирижера насквозь и хоть малой частью попадают в меня. У этого дирижера точно прямой коннект с высшими сферами и ни грамма эго вообще. Меня и расплющило и вместе наполнило чем-то новым... огромным, сложным и гармоничным. Как фантастический неземной оргАн...
Если божественное существует, то здесь оно есть.

Я же видела Аббадо в операх, но не очень всматривалась, как вообще в дирижеров. В недавнем Цирюльнике (старом) - чем-то не понравился, отсутствием каких-либо внешних эмоций, отсутствующим видом. (хотя в Макбете, помнится, было иначе). Еще моя вечная тяга к информации - о, какой большой красивый таракан вылез быстро на поверхность. Один. Ну ладно, лучше знать, чем не знать.
Но я увидела дворец с сокровищами... и пойду их изучать, любоваться и трогать. О, какое ощущение! Задержать бы его.

Еще есть немного личного привкуса. Немного. И пусть будет, не лишу себя этого. Но границу я теперь знаю очень четко. Второго перехода не будет.

@темы: Реквием, Верди, Аббадо

16:39 

Началась мания и растраты :crazy: :hah:. Не могла выбрать, что купить, ибо в соседнем магазине выбор очень даже изрядный. Взяла Европейский концерт 1996 г. из Мариинского театра - ясно, с Аббадо. Главное там - 7-я симфония Бетховена. Она еще есть на другом диске, но тот я пока постеснялась брать - кажется, он есть в сети. Но я хочу видеть и других дирижеров, не желаю зацикливаться на одном, это рискованно. Ээээ... вынести из магазинов всю симф.музыку на ДВД несколько реальнее, чем оперы - ее в разы меньше:-D. Но деньги-то на ветках не растут! А я хочу!
Надо взять за правило не покупать новое, пока не посмотрю уже купленное :umnik:.

16:36 

Кавай :squeeze: Прелись :rotate:!
Типа хочу такой диск только ради милой фотокомпозиции. Хотя Шотландскую Мендельсона вообще не прочь иметь (а нет ли у меня ее на СД? или только на кассете?). Мне уже тупо нравится дирижер, его мордочка и манера, хотя в тонкостях собственно музыкальных интерпретаций я полный профан.
А дирижер оказался супер-раскрученным на самом деле... И очевидно, совершенно заслуженно.


Я newcomer, фффффффф, забытое ощущение. Я не знаю музыку. За исключением нескольких знакомых произведений, это темный лес. Брамса, к примеру, -цать лет назад слушала одну симфонию (какую?) на зеленой пластинке. Вроде нравилось, но не до восторга. Венгерские танцы еще, да. Бетховен? я только одну тему помню из 7-й симфонии (это был у нас балет), а больше ни одной его симфонии не слушала! УжОс! Обожала Патетическую сонату, это да, и часть Лунной. Скрипичные какие-то слушала вроде. И все. Из Моцарта тоже минимум - 40-я (оперы не в счет). Дивертисменты малость (благодаря балету, но не помню почти ничего). Шопена абсолютно не знаю, кроме "Шопенианы".
Блин, чем я вообще всю жизнь занималась? :alles: Разбиралась в балете, в опере, а собственно музыку держу в сарае?
Ладно, Чайковского хоть слушала все симфонии.

@темы: Аббадо

21:01 



Светлейший эльф, вот кто оно такое:). Ассоциация такая выплыла - Финрод али кто еще, но ельф. Прекрасный:). Воздушный, изящный, но с молниями во взгляде. Что еще меня несказанно умилило - сосредоточенное детское удивление в глазах и на лице... Вообще давненько меня не торкало от мужчин без капли агрессивности. Ельфы - никогда моим типом не были. Вот что-то новенькое. Но надо сказать, что тип лица - вполне мой. Длинная худощавая физиономия и длинный нос - самое то.

Маэстро эльф

@темы: Аббадо

16:07 

Маэстро ельф, кажется, съест мне моск :mosk: :nea: :kapit:
Я думала, этот дневник будет солидным, без лишних эмоций. Щаз! :eyebrow: Я уже крэйзи. Вряд ли надолго :shy2: , ибо какой из меня, блин, ценитель музыки? Я не знаю, как отличать одного дирижера от другого, если есть только аудиозапись. Я вчера на 7-й Бетховена почти заснула, хоть это было видео. Там дирижера почти не показывали (растяпы операторы). А когда показывали, выглядел он сильно замкнутым (это 96 год, Мариинский театр). Бывал эмоциональнее. Но дирижирует все равно очень красиво...
Вот вцепилась я в этого Аббадо - и мне надо с ним всего побольше, побольше. Узнать хочу, получить новые ощущения, у меня сенсорная депривация, мляу! И тут же рядом предчувствие, что сильно много не получу, ибо - во-первых, музыка мне не полностью доступна, во-вторых, мешают психологические заморочки.
Но я все равно купила СД с "Ромео и Джульеттой" Чайковского и нарыла еще два-три. Трачусь, хотя впереди угрожающая финансовая яма. Сейчас такая волна поднимается, хочу-не-могу, надеюсь, что она скоро спадет. Смысл ведь не в том, чтобы натаскать как можно больше, а в том, чтобы настоящее удовольствие получить.

@темы: Аббадо, Бетховен

21:12 

Однако "Буря" Чайковского - очень красивая вещь... Наверно, она у меня была на пластинках, не помню ничего. Может быть, я снова войду во вкус слушать музыку без видео.

Чайковский - это цветочки, я его вообще люблю и типа понимаю, насколько умею :tease:. Ибо он все-таки не очень сложный. С Бетховеном гораздо труднее идет, а что еще будет... мне никак не миновать Малера! О ужас! :str: У Аббадо вообще не в старую музыку уклон, а во всяких Малеров-Брукнеров. Очень сложно :thnk:.

14:41 



Начинаю езвращаться с кусками с Ютуба;)
5 симфония Бетховена, 2001

Маэстро прекрасен...

00:22 

Аббадо - волшебник, маг и колдун :elf:
9-я Дворжака - протащило офигительно. В начале 4 части на слезу пробило (как в Реквиеме на Диес Ирэ). Это все - побуждает подняться над страхами реального мира, и бытовыми и экзистенциальными... Ага, его фирменная сдержанность иногда машет лапкой, и он превращается точно в колдуна, в шамана в экстазе! Еще - как он улыбается...оо
Слов-то нет, естественно, зато такая река эмоций. Свет какой-то забрезжил, хочется ему верить.

@темы: Аббадо, Дворжак

10:49 

Размышление на тему:)
По-любому, интерес и увлечение каким-нибудь видом искусства у меня начинается с конкретного человека, который поразил, удивил, дал много эмоций и позитива мне, еще в этом искусстве не разбирающейся. В балете - А.Л. в роли Базиля... В опере - Каррерас. Потом начинаю и других видеть и слышать и разбираться уже в предмете. Читать все, что можно, и т.д. Но толчок дает один человек. Проводник, через которого до меня доходит изначальная сущность, содержание искусства. Не через рассудок, а на глубинном клеточном уровне. А иначе - ну никак. Симфоническую музыку я начала слушать лет в 18-19, одновременно с увлечением балетом. Но слушала не очень много, те пластинки, которые почему-либо выбрала. Композиторов, знакомых по балетам, и немного других. Слушала понравившееся по многу раз с большим удовольствием. Наверно, каких-то пару книг прочла про музыку, не особо понимая (разница - в муз.термины я не углублялась, зная, что не одолею это, кроме элементарных адажио и аллегро, тогда как о балете практически сразу проштудировала учебник Вагановой и разобралась очень основательно). И в музыке у меня не было такого проводника, как в балете и опере. Она была все-таки абстрактной, отвлеченной, наполнялась только моими фантазиями. Перейдя на оперы, я о ней забыла практически совсем. Хотя в последние годы телевидение и интернет уже дали возможность видеть исполнителей, а не только слышать. Я смотрела мимоходом, но меня никто не цеплял и не "торкал". Марисс Янсонс (любимый дирижер мамы) - нет. А без проводника через сложности музыки продраться я не могу.

Сейчас меня привело к музыке случайно, потому что оперу я как бы исчерпала в эмоциональном плане (спектр эмоций там примерно один и тот же, и довольно тяжелый). Посмотрела 3-й концерт Рахманинова с солисткой Ольгой Керн, и она меня затянула в новую сферу. У нее я увидела, какие чувства может дать музыка. Но было еще смутное ощущение, что конкретно она вряд ли даст намного больше (очень молодая). Я начала скачивать многое, что казалось привлекательным или знакомым. Наугад. Потом не устояла перед соблазном и купила ДВД с 40-й Моцарта и Мути. Мути мне раньше нравился и теперь понравился даже больше, но чтобы торкнуть - не получилось. В нем есть что-то от Воланда, романтично-демоническое, и внешнее проявляется сильнее, чем внутреннее. Это не совсем то, чего я ищу...

И меня повело дальше, как голодного волка по смутным следам.
Решила посмотреть других дирижеров, стала шарить по полкам магазинов и вдруг выцепила репетицию Реквиема Верди с Аббадо. Хотя до того я ничего сверхособенного в Аббадо не видела, сколько знаю его по операм, и не понимала сильных восторгов вокруг него. Студийный "Симон" у меня вызывает некоторую досаду, ибо не слышу чего-то экстренного в нем, Гавадзени как бы не хуже. Но судить о дирижере по аудио - это не моя сфера.

И вот настал момент. Когда Аббадо начал Dies Irae, меня действительно торкнуло. Именно в этот момент. Потому что он словно бы не сам дирижировал, его буквально затрясло какими-то молниями сверху. Он был только проводником. И мгновенно стал проводником для меня.

17:35 

Король лесов Средиземья

Он бредет по лесам осенним,
Он король в золотом и алом.
Лес ковром ему листья стелет,
Клены факелами пылают...
Средь березовых колоколен
Славу ветер звенит осенний,
Лес над ним развернул знамена -
Грядет владыка лесов Средиземья.

Рос опалы пали в ладони.
Король смеется, король колдует...
Гранатовой горечью осень наполнит
Пьяную чашу пламенных сумерек.
Он чашу поднимет во славу леса,
Во славу безумной осенней пляски,
Во славу предсмертной осенней песни...
Король колдует, король плачет...

Пьет он славу своей нареченной,
Владычицы ночи, Луны осенней,
Король златокудрый с глазами зелеными -
Он сегодня венчается с нею.
Пьяною ночью осеннего ветра,
Серебряной полночью полнолунья,
В пламени леса, средь лунного света
Король смеется, король колдует...

Очи его - словно пламень зеленый,
А в волосах - жемчуга тумана...
Золото клена - его корона,
Губы его - открытая рана.
Лик Луны отражается в кубке,
Горечь вина - как огонь поцелуя,
Лунный свет обжигает губы,
Король смеется, король колдует...

Он бредет по лесам осенним,
А в глазах - весенняя зелень...
Золото клена - его корона,
Рубины рябины в его ладони...

(c) Иллет


Это на тему об эльфах...

То, что слышу

главная